К 45-летию! Как снимали «Семнадцать мгновений весны»

Первую серию картины советский зритель увидел 45 лет назад, 11 августа 1973 года. Кто бы мог тогда предположить, что фильм о разведчике Штирлице станет любимой народной картиной на многие десятилетия!

Легендарный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой был снят по одноимённому роману писателя Юлиана СемёноваДействие фильма происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй Мировой Войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев, он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.

Когда шёл фильм, улицы были пустыми — народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, оживлённо обсуждали.

Режиссёр Татьяна Лиознова посвятила фильму несколько лет своей жизни. И народ это оценил: после «17 мгновений весны» режиссёру Татьяне Лиозновой пришло 12 мешков писем от зрителей и она всё прочитала.

«Она большая мастерица, фанатично преданная своей профессии режиссёра. — Рассказал Леонид Куравлёв, сыгравший оберштурмбаннфюрера СС Курта Айсмана. — Лиознова многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Татьяна Михайловна любила очень жёсткую дисциплину. Это чувствуется на экране, кстати сказать. Ведь картина ’17 мгновений весны’ — мужская картина, она не женская. Когда Лиознова входила в павильон, то наступала тишина — тишина не сказать, что мёртвая, но тишина творческая. Пришла хозяйка заниматься творчеством и все знали, что она с каждого, от первого члена киногруппы до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. Дисциплина — один из важных инструментов, который принёс успех картине».

Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли. «Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин. Но главным претендентом был Арчил Гомиашвили, с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Но все претенденты были заняты в других кинопроектах, а Тихонов был свободен. Сейчас уже даже трудно представить кого-то другого в роли Штирлица.

Примечательно, что изначально Леониду Броневому предложили роль… Гитлера! (Кстати, на фюрера пробовался и всё тот же Куравлёв.) Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.

Когда Броневой пришёл на фотопробы на роль Гитлера, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.

В «17 мгновениях весны» лидер НС — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актёрской задачей. Броневой погрузился с головой в работу, и за полгода до начала съёмок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.

Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днём жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой, ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест». Кстати, решении актёрской задачи Броневому помог даже… тесный мундир. Именно из-за неудобства костюма появился знаменитый нервный тик Мюллера. — Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно «резало» шею. «Поэтому я постоянно дёргался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.

Кстати, реальный Генрих Мюллер был высоким худым брюнетом с носом с горбинкой. Как сказал Броневой, если бы он узнал об этом до съёмок, то отказался бы от роли.

А вот Олег Табаков, наоборот, оказался невероятно похож на бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. После выхода фильма на экраны Олегу Павловичу написала из Германии племянница Шелленберга, она говорила, что они всей семьёй с удовольствием каждый раз пересматривают фильм, т.к. родне приятно ещё раз увидеть «дядю Вальтера».

По признанию Леонида Броневого, его самые любимые анекдоты — тоже именно про Штирлица и Мюллера. Некоторые можно считать даже признанием в народной любви к актёрам, говорит Леонид Сергеевич. Например, «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».

Запись опубликована в рубрике ВЕДЫ, ВЕДАНТА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ПРОИСШЕСТВИЯ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − семь =

Карусель записей