Христианизация Мордвы

Процесс христианизации мордовского народа был сложным, длительным и противоречивым, сопряжённым с другим исторически гораздо более широким и многозначительным процессом присоединения мордовского народа к Российскому государству и последующего его развития в составе России. «Обращение в христианство было одной из важных мер национально-колониальной политики царского самодержавия, предпринятой для укрепления власти среди народов Поволжья, её идеологического обоснования»

Христианизация мордвы как полноценный процесс началась в XVI в. Началом этого века датируются первые письменные свидетельства о проникновении христианства в среду мордовского народа. Приобщение мордвы к христианству было сопряжено с рядом трудностей. Христианство в ряде случаев вводилось насильственными методами: «водружение здесь (среди народов Поволжья) креста, особенно же привитие православия к коренным не может свершиться вдруг, тем более без сопротивления и борьбы со стороны недавно покорённых буйных иноверческих племён» Эта борьба была интенсивной (волнения, восстания).

Нельзя не отметить коммуникативные трудности христианизации. «Христианизация шла медленно и трудно, что, естественно, не радовало миссионеров, по этой причине они склонялись к необходимости для более основательного внедрения в мордовскую среду православия использовать родной язык». Создавались миссионерские школы, в которых обучались представители нерусских народов, в частности, мордва. Задачей этих школ было воспитание миссионеров из мордовского народа.

С XVI в. на территории мордвы начали воздвигаться православные монастыри и церкви. Царское правительство наделяло их пахотными, лесными, водными угодьями и приписывало к ним целые мордовские поселения. Монахи крупных монастырей центра буквально по следам русского войска, разгромившего Казанское ханство, через Шацкий, Арзамасский, Темниковский; Алатырский уезды, населённые мордвой, устремились в «подрайскую землицу», захватывая лучшие угодья. Крупнейшими монастырями на мордовских землях были Пурдышевский, Санаксарский, Саровский и др. Одной из главнейших задач, поставленных перед ними, было утверждение мордвы в христианской вере29.

Столкновения светских и церковных властей с «иноверцами» на почве христианизации носили порой весьма ожесточённый характер.. Так, в 1656 г. в Шацком уезде был убит архиепископ рязанский Мисаил, прибывший туда с царской грамотой, с государевыми служилыми людьми «мордву и татар во крещение приводити» 30.

16 мая 1681 г. царь Фёдор Алексеевич подписал указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения («А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет» 31). Немалое число мордвы польстилось на льготы и крестилось, но едва удалялись священники и пристав, как новокрещеные снимали с себя кресты и продолжали жить по-старому. Спустя пять лет вышел новый указ царского правительства, в котором говорилось о том, что новокрещеная мордва «в христианской вере не тверда, в церкви божий не приходит и отцов духовных у себя не имеет» 32.

В 1740 г. в Казани была учреждена Контора новокрещенских дел, призванная ускорить христианизацию на территории Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний. В указе царского правительства от 11 сентября 1740 г. об отправлении архимандрита Д. Сеченова, назначенного главой конторы, в эти губернии, повелевалось давать новообращённым льготы от податей на три года, освобождать их от рекрутской повинности, от работы на казённых заводах, «давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждый по пяти золотников, да по одной рубахе с порты, и по сермяжному кафтану с шапкою, и рукавицы, обуви чирики с чулками, а кто познатнее, тем при крещении давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашеных, какого цвета кто похочет, ценою по 50 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою в 45 копеек, женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщовой. Да от денег, мужескому полу, кои от рождения выше 15 лет, по рублю по 50 копеек, а от 10 до 15 лет — по рублю, а кои ниже 10 лет, тем — по 50 копеек»33.

Намного ухудшилось положение тех, кто несмотря на подачки, не хотел креститься, ибо все повинности и подати крестившихся в льготные годы было приказано «взыскивать на оставшихся в тех местах некрещёных иноверцах».

В 1744 г. в челобитной, адресованной императрице Анне Иоанновне, мордовские «прявты» (выборные старосты.— Н. М.) деревень Романиха и Ключиха Терюшевской волости Нижегородского уезда Данила и Живайка Цанаевы от имени «всей той волости мордвы» просили не подвергать их насильному крещению, отозвать из волости прибывшего туда епископа Нижегородского Дмитрия (Сеченова.— Н. М.) с протопопами, попами и солдатами, который не желавших креститься арестовывал, держал под крепким караулом в кандалах и колодках, бил мучительски, смертно, привязав к столбам, и в купель окунал связанных и кресты надевал на связанных. Однако принудительное крещение продолжалось, а за содействие мордве в составлении указанной челобитной солдата Преображенского полка Григория Зубкова по императорскому указу было повелено бить «при полку нещадно батогами, дабы впредь другие того чинить не дерзали» 34.

Так начиналось Терюшевское восстание мордвы 1743—1745 гг., возглавленное Несмеяном Кривовым и Пумрасом Семёновым. Понимая, какую опасность оно представляет, епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий просил Синод быстрее подавить его, ибо «протчих мест новокрещеные народы… мордва, и черемисы, и чуваша вси от того возмутятся и воссвирепеть могут» 35.

Прибывшие войска действительно скоро и жестоко подавили восстание, а его предводителя Несмеяна Кривова «за снятие с себя креста и за расколотие святые иконы», и за то, «что он во всём был первой возмутитель и заводчик», Правительствующий Сенат приговорил «зжечь при собрании всей Терюшевской волости новокрещеных и некрещёных мордвы при селе Сарлее, при котором собрание и на преосвященного Дмитрия нападение от мордвы было». «Учинить смертную казнь» повелевалось и другому лидеру этого восстания, бурмистру деревни Клеиха Пумрасу Семёнову «за возмущение мордвы». Остальные руководители и повстанцы «в страх другим» были биты кнутом и плетьми 36.

Протест не только мордвы, но и других народов Среднего Поволжья против христианства, как религии, насильственно внедряемой в народ царизмом, иногда облекался в религиозную форму: отказ от принудительно навязанного православия, возврат к «язычеству», но вместе с тем имели место попытки как-то трансформировать старую языческую веру, чтобы можно было эффективнее противопоставить её православию.

Один из ярких эпизодов такого реформаторства связан с движением мордвы той же Терюшевской волости, проходившем в 1808—1810 годах. Возникнув как обычное крестьянское сопротивление помещичье-крепостному гнету (отказ от барщинных работ), оно затем превратилось в религиозно-реформаторское движение. Возглавил его местный же крестьянин — житель деревни Большое Сеськино, принадлежавшей графине Сен-Приест, Кузьма Алексеев. Мордовские крестьяне указанной волости стали собираться в лесах на общие моления — озксы, проводившиеся, как докладывал нижегородский губернатор А. М. Руновский министру внутренних дел князю А. В. Куракину, «по древнему их идолопоклонническому мордовскому заблуждению». На этих мольбищах К. Алексеев объяснял крестьянам, что они должны быть свободными, не должны принадлежать помещикам и выплачивать оброк, что «Христа больше нет, не будет больше и христианской веры», что скоро «прежняя их мордовская вера возвысится, а христианская упадёт»37.

Царское правительство жестоко расправилось с крестьянским движением. Его руководитель с семью наиболее близкими «сообщниками» был арестован и предан военно-полевому суду, который приговорил Кузьму Алексеева к сечению плетьми, вырезанию ноздрей, наложению клейма на лбу и щеках и к ссылке на поселение в Иркутскую губернию. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин лично объезжал волость, совместно с помещиками и полицией назначал к каждой десятидворке новокрещен смотрителей, получивших приказание «наблюдать, дабы живущие в оных препорученных им дворах новокрещены не исправляли никакого моления по мордовским обрядам, а молились бы по-христиански» 38.

Иерархи русской православной церкви объявляли «грехом» житейские контакты русских крещеных крестьян с некрещеной мордвой, накладывали на них церковное табу. Однако жизнь вносила свои коррективы. Складывание широкой экономической общности в рамках единого всероссийского рынка, единой системы товарно-денежных отношений, отсутствие каких-либо принципиальных отличий в уровне развития крестьянского хозяйства мордвы и русских, смешанное расселение, возникавшее по мере миграции русских в мордовские земли, совместная борьба против угнетателей внутри страны, как и совместная защита её от внешнего нападения, участие мордвы в качестве спутника русских в освоении других земель способствовали выработке добрососедских отношений. Очень примечательна в этой связи одна из русских пословиц, записанная молодым Н. А. Добролюбовым в середине прошлого века в Нижегородской губернии: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть грех, да лучше всех» 39.

Неоднократные попытки православного духовенства наложить церковный запрет на повседневные связи русского крещеного крестьянства с мордвой ещё не крещеной оказались безуспешными, были обречены на провал. Как доносил в Синод епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий, «неучёные христиане (русские крестьяне.— Н. М.) при их (мордвы.— Н. М.) бесовских игралищах приходят обществом и скверным их жертвам приобщаются, пьют и едят с ними заедино»40.

Некоторые наиболее дальновидные миссионеры предлагали поощрять браки новокрещен с русскими, о чём, в частности, писал в Правительствующий Сенат 5 июня 1733 г. архиепископ Казанский и Свияжский Илларион, отмечавший, что «за русскими никого из оных (новокрещенок народов Поволжья.— Н. М.) не имеется»41. Принятие православия хотя и облегчило браки мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей с русскими, зато ещё более затруднило их с мусульманскими народами — их соседями (татарами, башкирами), ибо губернаторам и воеводам на местах не раз повелевалось «смотреть накрепко», чтоб «махометане мордву, чувашей, черемис, вотяков и протчих тому подобных иноверцев в свою веру не превращали и не обрезывали» 42.

Не удовлетворяясь данными указаниями, казанский губернатор граф Платон Мусин-Пушкин по доношению того же архиепископа Иллариона от 20 октября 1732 г., в свою очередь, настаивал перед Правительствующим Сенатом на принятии новых ограничений, направленных против распространения мусульманства. «Також запретить надлежит,— предлагал он,— чтоб магометане чувашских, черемисских, мордовских и вотяцких вдов и дочерей девок под смертною казнью в замужество за себя не брали» 43.

Мордва и чуваши, марийцы и удмурты, так или иначе приобщаясь к православию, становились ближе и между собой, и к русским, другим народам России, исповедовавшим православие. И хотя православие у поволжских народов не зашло так глубоко, чтобы идентифицироваться, отождествиться с их этническим самосознанием, как у русских (русский — православный), тем не менее было бы неверно утверждать, как это иногда делается, что будто христианизация их носила чисто формальный характер.

Однако даже система Ильминского, несмотря на явное миссионерско-русификаторское содержание, внедрялась крайне непоследовательно,- поскольку преподавание на инородческих языках казалось царским властям занятием опасным. Например, член Учёного комитета Министерства народного просвещения Георгиевский в 1867 г. утверждал, что нельзя учить инородцев на родном языке, ибо это «может послужить к пробуждению племенного самолюбия и уважения к собственному языку». На страницах «Журнала Министерства народного просвещения» при обсуждении вопроса об образовании инородцев было высказано такое суждение: «…язык — это народ: утвердите язык письменностью, дайте ему некоторую литературную обработку, изложите его грамматические правила, введите его в школу и церковь, и вы тем самым утвердите соответствующую народность, и доселе безразличную в отношении к языку массу инородцев, с явным даже влечением к усвоению русского языка, вы обратите в племя, которое будет дорожить своими особенностями и будет настаивать на своём обособлении» 52.

Как явствовало из циркуляра, направленного 23 мая 1870 г. министром народного просвещения графом Д. А. Толстым управляющему Казанским учебным округом М. Соколову, инородческие языки могли быть употребляемы в школах лишь «…по необходимости, как орудие при первоначальном обучении и развитии инородцев» 53. В свою очередь, разъясняя это положение, М. Соколов писал Н. И. Ильминскому 9 июня 1870 г., что оно не даёт повода полагать, будто в инородческих школах будут учить инородческим языкам, которые не имеют ни грамматики, ни письменности, и изучение которых, в смысле изучения языка, немыслимо» 54.

Текст из Главы XIII. «Языческие верования мордвы и её христианизация.» (Н. Ф. Мокший) Мордва: Историко-культур. очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук. авт. коллектива академик Н. П. Макаркин.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995—624 с. — http://www.studmed.ru/balashov-va-mordva-istoriko-kulturnye-ocherki_9aafd594556.html

Терюшевское восстание 1743—1745 годов — восстание, происходившее в Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии

Началом послужило выступление населения против насильственного крещения, проводимого епископом Нижегородским и Алатырским Дмитрием (Сеченовым). 18 мая 1743 года он прибыл в село Сарлей и, увидев близ церкви эрзянское кладбище с деревянными намогильными срубами, приказал сжечь его. Стихийно собравшиеся крестьяне напали на миссионеров. Епископу удалось скрыться в погребе местного священника. В письме в губернскую канцелярию он потребовал выслать воинский отряд, арестовать и отдать под следствие зачинщиков, кладбища около церквей и сёл разорить.

После отъезда епископа усилились бесчинства местных чиновников, карательных команд и миссионерских отрядов. Управляющий вотчиной арестовал человек с 20 эрзян и переслал их, в качестве мятежников, в Нижегородскую губернскую канцелярию. Епископ держал их под крепким караулом в кандалах и колодках, бил мучительски, смертно; многих из них и в купель окунал связанных и крест надевал на связанных же. Царское правительство вместо того, чтобы прекратить насилие, издало указ, согласно которому должен был осуществляться новый рекрутский набор эрзян.

Спасаясь от карателей, крестьяне бежали в леса и организовывали повстанческие отряды под руководством новокрещена из села Большое Сескино Несмеяна Васильева (по прозвищу Кривой). В священной роще у села он объявил население своей волости свободным от обязанностей перед помещиками и властями. Под его руководством повстанцы нанесли поражение царским войскам у деревнь Романиха и Борцово.

В волость были направлены гренадерские и драгунские подразделения под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера. Отряд Юнгера вступил в деревню Лапшиху. 26 ноября 1743 года началось сражение, в результате которого плохо вооружённые повстанцы были разбиты: эрзян было убито 74 человек, ранено 30, взято в плен 130 человек.

Несмеян Васильев был приговорён к сожжению, его сподвижник, бурмистр деревни Клеиха Пумрас Семёнов — к смертной казни. Императрица Елизавета Петровна указом от 15 июля 1744 года заменила смертную казнь вечной каторгой в Сибири. Жестоким наказаниям подверглись остальные руководители и повстанцы (282 человек). К середине 1745 года были подавлены последние вспышки Терюшевского восстания.

“Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года:

“Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещёных народов (которые, укрывая своё древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трёх деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещёных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещёных идолаторов, мёртвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещёны приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещёные жилища, токмо за нерадением неучёных христиан (которыя вкупе со оными некрещёными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами.

И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещёных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещёных идолаторов со оружием и з дубьём, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво.

А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьём, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии.

И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тоё церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушёл из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти…

А когда оные некрещёные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещёных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжёмся на овинах, а ежели без салдат — то убьём его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили…

Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесённую ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землёю сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…”

29 Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII—XVIII вв. //Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский период).— Саранск, 1989.— С. 5.
30 Документы и материалы по истории Мордовской АССР.— Т. 1.— Саранск, 1940.— С. 297—300.
31 Документы и материалы по истории Мордовской АССР.— Т. 2.— Саранск, 1940.—С. 47.
32 Кузнецов С. К. Мордва.—М., 1912.— С. 53.
33 Документы и материалы по истории Мордовской АССР.— Т. 2.— С. 275.
34 Российский государственный архив древних актов. Фонд 248, опись 14, дело 805, л. 468.
35 Там же.— Л. 14 об.
36 Там же.— Л. 264—265.
37 Зевакин М. И. Кузьма Алексеев.— Саранск, 1936.— С. 27—31.
38 Там же. С. 39—44, 55—56.
39 Архив Н. А. Добролюбова. Отдел рукописей Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Фонд 255, дело 4, л. 6; дело 49, л. 1; дело 55, л. 2.
40 Российский государственный архив древних актов. Фонд 248, опись 14, дело 805, л. 7 об.
41 Там же. Фонд 248, опись 14, дело 782, л. 1513 об.
42 Там же. Фонд 248, опись 14, дело 794, лл. 18 об.—19.
43 Там же. Фонд 248, опись 14, дело 794, л. 19.
51 ЦГА Республики Татарстан. Фонд 968, опись 1, дело 60, л. 1.
52 Журнал Министерства народного просвещения.—1867, № 4—6.— Ч. 134.— С. 91—92.
53 ЦГА Республики Татарстан. Фонд 968, опись 1, дело 2, л. 31.
54 Там же.

Текст из Главы XIII. «Языческие верования мордвы и её христианизация.» (Н.Ф. Мокший)
Мордва: Историко-культур. очерки/Ред. кол.: В.А. Балашов (отв. ред.), В.С. Брыжинский, И.А. Ефимов; Рук. авт. коллектива академик Н.П. Макаркин.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995—624 с.

Запись опубликована в рубрике БЫТОВКА, НАСЛЕДИЕ, ОБЩЕСТВО, ПРОИСШЕСТВИЯ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Месть Ливийского «диктатора» За что демократия убила Муаммара Каддафи

В последнее время всё чаще стали говорить о «мести Каддафи», но редко где услышишь о том, что ливийский Лидер отличился в социологии! Он не побоялся открыто выступить против господствующего общественного мнения, убеждённого в том, что лучше демократии общественное устройство не отыскать. Вообще, Муаммар Каддафи был не из пугливых. Он не...
Read More

На Украине с сегодняшнего дня нельзя публично говорить на русском языке

Вступил в силу скандальный закон о государственном языке, согласно которому, все госучреждения, включая больницы, армию и суды, учебные заведения и сферу услуг, должны использовать исключительно украинский язык. За нарушение предусмотрены крупные штрафы. В стране начнёт работать национальная комиссия по стандартам госязыка, и будут организованы курсы украинского для взрослых. Чиновники станут...
Read More

«Катехизис Сиониста» Тель-Авив 1946 год

Этот катехизис (наставление, поучение) многие годы ходит по рукам, будучи нигде не опубликованным у нас в «официальной» печати, и был найден органами КОБ КГБ СССР в 1961 году при обыске у еврея-диссидента. Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте сплочёнными при любых обстоятельствах. Наша сила в единстве – в нём...
Read More

Что такое Каббала? Интервью проф. М. Лайтмана для российского ТВ «Гурман»

Как гласит мудрость Перуна: "не может быть мудрым тот, кто не изучает все веды" Что такое Каббала? Это – наука или откровение? Учение тайное или открытое? Имеет ли она непосредственное отношение к нашему времени, и существует настоятельная необходимость заняться её изучением, или знания эти - лишь легенды, пришедшие к нам...
Read More

Как Англия создавала Саудовскую Аравию и Израиль

В статье автор анализирует исторические события, как Запад в лице Британской империи разделил мусульман османов и арабов, а затем натравливал (друг против друга) уже разрозненных арабов (кнутом и пряником) чтобы установить удобный для своих интересов порядок на мусульманском Востоке. Кстати, похожая история повторяется в мусульманском мире и сегодня. Существование тайного...
Read More

Заключение книги: «Взаимопомощь как фактор эволюции» Кропоткин Пётр Алексеевич

— Читать всю книгу — Если взять теперь то, чему учит нас рассмотрение современного общества, в связи с фактами, указывающими назначение взаимной помощи в постепенном развитии животного мира и человечества, мы можем вывести из нашего исследования следующие заключения: В животном мире мы убедились, что огромнейшее большинство видов живёт сообществами, и...
Read More

Интервью президента Сирии Аль-Асада Белорусскому ТВ

Добрый день, господин Президент. Спасибо Вам большое, что согласились дать это интервью Белорусскому телевидению. Сегодня мы с Вами встречаемся в особый день, когда весь цивилизованный мир празднует День Победы. Вы знаете, что большая часть этой победы принадлежит советскому народу, это заслуга тех людей, которые живут на постсоветском пространстве. Мы думали,...
Read More

Кипрей, Иван-чай – полезные свойства

Пару десятков лет назад иван-чай (кипрей) был мало кому интересен, хоть и значился в реестре лекарственных трав. Но так было не всегда: в царской России заваривали чай приготовленный из листьев кипрея повсеместно, и продавали его в далёкие страны тысячами тонн! Это растение знакомо нам с самого детства. Оно растёт повсеместно: на...
Read More

Религия — Сущность и Разум

"Чёрная тантра", как инструмент накопления потенциала для последующего влияния на поведение масс, используется людьми на протяжении всей истории человечества, от глубокой древности до настоящего времени. Тантрические обряды, для осуществления которых вожди племён вводили соответствующие обычаи и традиции, особенно широко были распространены на начальных фазах развития цивилизации. Согласно им, вождь имел...
Read More

Атомный флот России отмечает 60-летие!

В эти дни 60-летие отмечает атомный ледокольный флот. Единственный в мире, он есть только у России. Чтобы строить такие суда, нужны уникальные технологии. Благодаря ядерной установке ледоколы способны ходить во льдах Арктики без дозаправки целый год. 390 суток в рейсе — рекорд, который принадлежит самому первому советскому ледоколу «Ленин». Владимир...
Read More

«Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе» (Папа Лев X, XVI век). Кто и когда написал Библию!?

«Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе» Папа Лев X, XVI век Кто и когда написал Библию!? Исследование Библии на предмет соответствия заявленному церковной братвой, совсем неожиданно выявило очень интересные факты, многие из которых были давно известны, но тщательно замалчивались. Пришло время и нам узнать правду.... «Всё будет хорошо!»,...
Read More

История. Так ли это? (Публикация)

В последнее время можно наблюдать ренессанс христианства в России. Строится всё больше храмов, проводятся демонстративные, публичные молебны и крестные ходы, а под рождество все новостные христианизированные телеканалы страны транслируют церковное служение в ХХС (Храме Христа Спасителя). .... С одной стороны, в Конституции РФ сказано, что Россия – государство светское, и...
Read More

Белый дом призывает готовиться к мировой катастрофе

На сайте Белого Дома внезапно появилось обращение президента, в котором Барак Обама призывает американцев готовиться к экстренной ситуации, которая сильно напоминает глобальную катастрофу. Так, Обама просит американцев проверить свои страховки, ценности, обязательно подготовить план аварийной связи и эвакуации, ну и просто держать под рукой всё самое необходимое для выживания в...
Read More

Хурма ‘Россиянка’ (до -35) описание, посадка, выращивание / Дачникам на заметку / Время высаживать саженцы

Россиянка получилась в результате скрещивания хурмы Виргинской и Восточной. К её отличительным особенностям относят: Морозостойкость (способность переносить морозы до -35); Плодовитость (независимо от пола уже через 2а года); В процессе роста не нуждается в обработке химикатами. Дерево мелкое либо среднерослое, однако, может достигнуть 5-6 метров. Цветёт хурма одновременно с виноградом,...
Read More

«Ракетостроение эпохи Возрождения» ч.2

Ракетное оружие – это изобретение не 20-го века. По разрешённой истории оно как будто бы возникло в 17 веке, и сразу в совершенном виде. Это само по себе очень странно, но ещё более удивительно то, что некоторые из уже существовавших в то время ракет якобы некуда было применять… Общеизвестно, что…...
Read More

«Великий обман» Научный взгляд на авторство священных текстов (Барт Д. Эрман) Часть №3

Споры среди древних христиан То же самое относится к спорам, происходившим среди древних христиан. Как мы видели в предыдущей главе, христиане пребывали в состоянии конфликта с иудеями и язычниками по поводу истинности своей религии. Споры с ними были жаркими, что неудивительно, поскольку они касались крайне важных для христиан тем. Но...
Read More

Ложные идолы Запада! Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер

Ложные идолы Запада. Часть 1 Уинстон Черчилль, расист и палач народов Читайте дополнительно: 10 показательных (крамольных) фактов о Британии Мы хотели бы представить вниманию читателя подлинные портреты тех людей, которые считаются в США и Европе непререкаемыми авторитетами, своего рода культовыми персонажами, определившими развитие цивилизации. Причём, речь идёт не только о...
Read More

Правительство РФ упростило порядок подтверждения стажа для начисления пенсий

Теперь в стаж будут включаться периоды, когда гражданин платил страховые взносы за себя или другого человека, за которого страхователь сам эти взносы не платил. Правительство России упростило порядок подтверждения условий страховой пенсии. Соответствующее постановление размещено на официальном сайте Кабмина. Так, если гражданин ухаживал за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или человеком,...
Read More

Луценко пригрозил украинцам голодомором в случае свержения власти

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что в случае свержения действующей власти народ ожидают "неминуемые беды", сравнимые с голодомором. По словам Луценко, украинцы живут "в атмосфере тотального недоверия к власти". При этом генпрокурор отметил, что "любое государство создаётся для защиты" населения, а оценку властям, по его мнению, необходимо давать на...
Read More

«ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ»

В 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии. «ТРУДЫ» «Наука логики» «Философия природы» (Naturphilosophie) «Философия духа» (Philosophie des Geistes) «Феноменология...
Read More

«шпионская техника» Что это?

01 - Что случилось? Федеральная служба безопасности дала определение термину «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» (проще говоря — «шпионской технике») и предложила включить его в Уголовный кодекс и сослаться на определение в Кодексе об административных правонарушениях. «Медиазона» обратила внимание на то, что в определении, помимо разных гаджетов,...
Read More

Веники банные. Виды веников для бани

Дополнительно к теме: О банях подробно | Русская баня и её место «Перепекание» на лопату, да и в печь (обряд) «Берёзовый веник» Берёзовый веник - это тройная сила лечебных свойств листьев, берёзовых почек и сока. В листьях берёзы содержатся дубильные вещества, эфирное масло, витамин С, каротин, смолы. Эффективен при ломоте...
Read More

Iranian MPs propose motion to ditch US dollar in foreign, domestic trade

Tasnim – A number of Iranian lawmakers have put forward a motion to completely remove the US dollar from the transactions made in foreign and domestic trade. According to the motion, which has been received by the presiding board of the parliament, any public or private transaction in US dollar...
Read More

Как посадить в саду всё так, чтобы само всё росло

Высаживается всё так, что сад сам за собой ухаживает. БАЗИЛИК – замечательно растет-дружит с томатами, улучшая их вкус, капустой, фасолью, перцами. Своей «душистостью» он отпугивает мух и комаров, бобовую зерновку. ВАЛЕРИАНА – эту траву советуют иметь в саду всегда, она особенно пригодится для компоста - корни валерианы, цикория вместе с...
Read More

«Руководство к выбору жён» 1916 год Москва

Женщинам эта книга не продаётся Руководство 1-е. Всякий, желающий вступить в супружество, необходимо должен иметь сию нравоучительную книжку, дабы не ошибиться в выборе жены; ибо злая жена не только не принесёт счастия, а напротив, устроит супружескую жизнь настоящим адом кромешным, хотя бы муж был, аки овца смирен и тих. Для...
Read More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =