Заключение книги: «Взаимопомощь как фактор эволюции» Кропоткин Пётр Алексеевич

Читать всю книгу

Если взять теперь то, чему учит нас рассмотрение современного общества, в связи с фактами, указывающими назначение взаимной помощи в постепенном развитии животного мира и человечества, мы можем вывести из нашего исследования следующие заключения:

В животном мире мы убедились, что огромнейшее большинство видов живёт сообществами, и что в общительности они находят лучшее оружие для борьбы за существование — понимая, конечно, этот термин в его широком, Дарвиновском смысле: не как борьбу за прямые средства к существованию, но как борьбу против всех естественных условий, неблагоприятных для вида.

Виды животных, у которых индивидуальная борьба доведена до самых узких пределов, а практика взаимной помощи достигла наивысшего развития, оказываются неизменно наиболее многочисленными, наиболее процветающими и наиболее приспособленными к дальнейшему прогрессу.

Взаимная защита, получающаяся в таких случаях, а вследствие этого — возможность достижения преклонного возраста и накопления опыта, высшее умственное развитие и дальнейший рост общежительных навыков, — обеспечивают сохранение вида, его распространение на более широкой площади и дальнейшую прогрессивную эволюцию.

Напротив, необщительные виды, в громадном большинстве случаев, осуждены на вырождение.

Переходя затем к человеку, мы нашли его живущим родами и племенами, уже на самой заре каменного века; мы видели обширный ряд общественных учреждений и привычек, развившихся уже на низшей ступени развития дикарей, в пределах рода. И мы нашли, что древнейшие родовые обычаи и навыки дали человечеству, в зародыше, все те институции, которые позднее послужили главнейшими импульсами дальнейшего прогресса.

Из родового быта дикарей выросла варварская деревенская община; и новый, ещё более обширный круг общительных обычаев, навыков и институций, часть которых дожила и до нашего времени, развился под сенью принципов общего владения данною землёю и защиты её общими силами, и под защитою судебных прав деревенского мирского схода и федерации деревень, принадлежавших, или предполагавших, что они принадлежат, к одному общему племени. И когда новые потребности побудили людей сделать новый шаг в их развитии, они образовали народоправства вольных городов, которые представляли двойную сеть: земельных единиц (деревенских общин) и гильдий, возникших из общих занятий данным искусством или ремеслом, или же для взаимной защиты и поддержки.

Наконец, в последних двух главах были собраны факты, указывающие, что, хотя образование государств по образцу «императорского Рима» насильственно уничтожило все средневековые учреждения для взаимной поддержки, эта новая форма цивилизации не могла, однако, долго продержаться в таком виде, не уступивши той же живой потребности людей в прямом объединении для целей взаимной поддержки.

Государство, опирающееся на мало связанные между собою агрегаты единичных личностей, и взявшее на себя задачу быть их единственным объединяющим началом, не ответило своей цели. В конце концов, стремление людей ко взаимной помощи разрушило железные законы государства; оно проявилось снова и утвердилось в безконечном разнообразии всевозможных сообществ, которые и стремятся теперь охватить все проявления жизни, овладеть всем, что потребно для человеческой жизни и для заполнения трат, обусловленных жизнью.

Вероятно, нам заметят, что взаимная помощь, хотя она и представляет один из факторов эволюции, всё-таки является только одним из различных видов отношений людей между собою; что рядом с этим течением, как бы оно ни было могущественно, существует и всегда существовало другое течение — самоутверждение индивидуума, не только в его усилиях достигнуть личного или кастового превосходства в экономическом, политическом или духовном отношении, но также в его более важной, хотя и менее заметной функции — разрывания тех уз, всегда стремящихся к окристаллизованию, окаменению, которые род, деревенская община, город или государство налагают на личность.

Другими словами, в человеческом обществе имеется также самоутверждение индивидуума (личности), рассматриваемое, как элемент прогресса.

Очевидно, что никакой обзор эволюции не может претендовать на полноту, если в нём не будут рассмотрены оба эти господствующие течения. Но дело в том, что самоутверждение индивидуума или групп индивидуумов, их борьба за превосходство и проистекавшие из неё столкновения и борьба были уже с незапамятных времён разбираемы, описываемы и прославляемы. Действительно, вплоть до настоящего времени одно это течение и пользовалось вниманием эпических поэтов, историков, летописцев и социологов. История, как её до сих пор писали, почти всецело является описанием тех путей и средств, при помощи которых церковная власть, военная власть, политическое единодержавие, а позднее богатые классы, — устанавливали и удерживали своё правление. Борьба между этими силами и составляет, в действительности, сущность истории. Мы можем, поэтому, считать, что значение индивидуального фактора в истории человечества вполне известно, хотя и в этой области остаётся ещё немало поработать в только что указанном направлении. Между тем, фактор взаимной помощи до сих пор оставался совершенно забытым; писатели настоящего и прошлых поколений просто отрицали его, или подсмеивались над ним. Вследствие этого, необходимо было, прежде всего, установить ту огромную роль, которую этот фактор играет в эволюции, как животного мира, так и человеческих обществ. Лишь после того, как это его значение будет вполне признано, возможно будет начать сравнение обоих факторов: общественного и индивидуального.

Произвести, более или менее статистическим методом, хотя бы грубую оценку их относительного значения, очевидно, невозможно. Одна какая-нибудь война — как все мы знаем — может, непосредственно или своими последствиями, принести больше зла, чем сотни лет беспрепятственного воздействия принципа взаимной помощи могут произвести добра. Но когда мы видим, что в животном мире прогрессивное развитие и взаимная помощь идёт рука об руку, а внутренняя борьба в пределах вида, напротив того, сопровождается ретрогрессивным развитием; когда мы замечаем, что у человека даже успех в борьбе и в войне пропорционален развитию взаимной помощи в каждой из двух борющихся сторон, будут ли то нации, города, племена или только партии, и что в процессе эволюции сама война (поскольку она может содействовать в этом направлении) подчиняется конечным целям прогресса взаимной помощи в пределах нации, города или племени, — сделавши эти наблюдения, мы уже получаем представление о преобладающем влиянии фактора взаимной помощи, как элемента прогресса.

Но мы видим также, что практика взаимной помощи и её последовательное развитие создали самые условия общественной жизни, благодаря которым человек смог развить свои ремёсла и искусства, свою науку и свой разум; и мы видим, что периоды, когда институции, имевшие целью взаимную помощь, достигали своего высшего развития, были также периодами величайшего прогресса в области искусств, промышленности и науки. Действительно, изучение внутренней жизни средневековых городов и городов древней Греции обнаруживает тот факт, что сочетание взаимной помощи, как она практиковалась в пределах гильдии, с общиной или греческим родом, — при широкой инициативе, предоставленной индивидууму и группе в силу применения федеративного начала, — дало человечеству два величайших периода его истории — период городов древней Греции и период средневековых городов, тогда как разрушение институции взаимной помощи, совершавшееся в течение последовавших затем государственных периодов истории, соответствует в обоих случаях периодам быстрого упадка.

Что же касается до внезапного промышленного прогресса, который совершился в девятнадцатом веке и который обыкновенно приписывается торжеству принципов индивидуализма и конкуренции, этот прогресс, вне всякого сомнения, имеет несравненно более глубокое происхождение. После того, как были сделаны великие открытия пятнадцатого века, в особенности открытие давления атмосферы, поддержанное целым рядом других успехов в области физики — а эти открытия были сделаны в средневековых городах — после этих открытий, изобретение парового двигателя, и вся та промышленная революция, которая была вызвана применением новой силы — пара, были необходимым последствием. Если бы средневековые города дожили до развития начатых ими открытий, — т. е. до практического применения нового двигателя, — то этические последствия революции, вызванной применением пара, могли бы носить иной характер; но та же самая революция в области техники производств и науки и тогда была бы неизбежна. Остаётся, однако, открытым вопрос, не было ли замедлено появление паровой машины, а также последовавший затем переворот в области искусств, тем общим упадком ремёсел, который последовал за разрушением свободных городов и был особенно заметен в первой половине восемнадцатого века. Рассматривая поразительную быстроту промышленного прогресса в период с двенадцатого до пятнадцатого столетия, — в ткацком деле, в обработке металлов, в архитектуре, в мореплавании, — и размышляя над научными открытиями, к которым этот промышленный прогресс привёл в конце пятнадцатого века, — мы вправе задаться вопросом: не запоздало ли человечество в исполнении всех этих научных завоеваний, когда в Европе начался общий упадок в области искусств и промышленности, вслед за падением средневековой цивилизации? Конечно, исчезновение артистов-ремесленников, каких произвела Флоренция, Нюрнберг и т. д., упадок крупных городов и прекращение сношений между ними не могли благоприятствовать промышленной революции, и нам известно, например, что Джемс Уатт, изобретатель современной паровой машины, потратил около двадцати лет своей жизни, чтобы сделать своё изобретение практически полезным, так как он не мог найти в восемнадцатом веке таких помощников, каких он с лёгкостью бы нашёл в средневековой Флоренции, Нюрнберге, или Брюгге, т. е. ремесленников, способных воплотить его изобретения в металле и придать им ту артистическую законченность и точность, которые необходимы для паровой машины.

Таким образом, приписывать промышленный прогресс девятнадцатого века войне каждого против всех, — значит рассуждать подобно тому, кто, не зная истинных причин дождя, приписывает его жертве, принесённой человеком глиняному идолу. Для промышленного прогресса, как для всякого иного завоевания в области природы, взаимная помощь и тесные сношения, несомненно, являются и являлись более выгодными, чем взаимная борьба.

Великое значение начала взаимной помощи выясняется, однако, в особенности в области этики, или учения о нравственности. Что взаимная помощь лежит в основе всех наших этических понятий, достаточно очевидно. Но каких бы мнений мы ни держались относительно первоначального происхождения чувства или инстинкта взаимной помощи — будем ли мы приписывать его биологическим или сверхъестественным причинам — мы должны признать, что проследить его существование возможно уже на низших ступенях животного мира, а от этих стадий мы можем проследить непрерывную его эволюцию через все классы животного мира и, несмотря на значительное количество противодействующих ему влияний, через все ступени человеческого развития, вплоть до настоящего времени. Даже новые религии, рождающиеся от времени до времени — всегда в эпохи, когда принцип взаимопомощи приходил в упадок, в теократиях и деспотических государствах Востока, или при падении Римской империи — даже новые религии всегда являлись только подтверждением того же самого начала. Они находили своих первых последователей среди смиренных, низших, попираемых слоёв общества, где принцип взаимной помощи является необходимым основанием всей повседневной жизни; и новые формы единения, которые были введены в древнейших буддистских и христианских общинах, в общинах моравских братьев и т. д., приняли характер возврата к лучшим видам взаимной помощи, практиковавшимся в древнем родовом периоде.

Каждый раз, однако, когда делалась попытка возвратиться к этому старому принципу, его основная идея расширялась. От рода она распространилась на племя, от федерации племён она расширилась до нации, и, наконец, — по крайней мере, в идеале — до всего человечества. В то же самое время она постепенно принимала более возвышенный характер. В первобытном христианстве, в произведениях некоторых мусульманских вероучителей, в ранних движениях реформационного периода, и в особенности в этических и философских движениях восемнадцатого века и нашего времени, всё более и более настойчиво отметается идея мести или «достодолжного воздаяния» — добром за добро и злом за зло. Высшее понимание: «никакого мщения за обиду» и принцип: «Давай ближнему не считая — больше, чем ожидаешь от него получить», провозглашаются как действительные принципы нравственности, как принципы, стоящие выше простой «равноценности», беспристрастия и холодной справедливости, как принципы, скорее и вернее ведущие к счастью. И человека призывают руководиться в своих действиях не только любовью, которая всегда имеет личный, или в лучших случаях, родовой характер, — но понятием о своём единстве со всяким человеческим существом.

В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом, находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба. В широком распространении принципа взаимной помощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток ещё более возвышенной дальнейшей эволюции человеческого рода.

Запись опубликована в рубрике БЫТОВКА, НАУКА, ОБЩЕСТВО с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

ПОСТЪ (Пост, Посты) Гимны и Обращения, Изъяснения

ИзЧисление периодов очищения — ПОСТов, проводится только по Да'арийскому Круголету Числобога. Само слово ПОСТЪ, есть аббревиатурное сокращение древнего Славянского выражения: П — Полное (покой, защита) О — Очищение (он, оболочка, защита, покой) C — Собственных (слово, материальная мысль, это) Т — Телес (твёрдо, утверждённое свыше, уверенно) Ъ — Сотворение (сотворение,...
Read More

«Рыбий жир» Почему нужно есть рыбий жир

Рыбий жир производится в промышленных масштабах из печени свежей рыбы, преимущественно Трески. Рыбий жир содержит большое количество легко усваиваемых ненасыщенных жирных кислот, в частности чрезвычайно ценные омега-3 жирные кислоты (ЭПК и ДГК), которые являются "незаменимыми" в рационе человека, потому что наш организм не способен их синтезировать самостоятельно. Также рыбий жир...
Read More

Гам­ма-ами­но­мас­ля­ная кислота / Аминалон / Гаммалон

Гамма-аминомасляная кислота - Гамма-аминобутировая кислота (ГАМК, GABA) является биогенным амином, восстанавливает процессы метаболизма (обмена веществ) в головном мозге, способствует утилизации глюкозы мозгом и удалению из него токсических продуктов обмена, обеспечивает нормализацию динамики нервных процессов в головном мозге. Повышает продуктивность мышления, улучшает память, оказывает мягкое психостимулирующее действие, благоприятно влияет на восстановление...
Read More

Основания веры «Доверяй, но проверяй»

.... решил один еврей и спросил у раввина, а на чём вообще основывается вера в религии иудаизм. А почему меня тоже заинтересовал этот вопрос, случайно найденный на просторах сети? Ведь христианство вообще основано не на заповедях Христа, а на 10 заповедях Моисея (Моше), полученных им на горе Синай. Но, видите ли,...
Read More

10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ

Дополнительно к теме читайте: Двадцать способов манипуляции сознанием Ноам Хомский — американский языковед (лингвист), мыслитель (философ), общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один из выдающихся деятелей науки 20 века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное...
Read More

ДЕВЯТЬ СЛАВЯНСКИХ (русских) ОСНОВ

1. ПРОСВЯЩЕНІЕ – первая основа говорит нам о том, что мы должны изучать Священные писанія и Священные преданія, Мудрость Предков наших и Мудрость других Родов человеческих. Наполнить жизнь свою святостью, да деяніями добрыми, во славу Богов и Предков наших. 2. ДУХОВНОСТЬ – вторая основа говорит нам о том, что каждый...
Read More

«ЭКСПРОПРИАЦИЯ» Кропоткин Пётр Алексеевич

Читайте по теме и метке: Кропоткин Экспроприация: Принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников. Юридическая экспроприация — принудительное безвозмездное (конфискация) или оплачиваемое (реквизиция) отчуждение имущества, производимое государственными органами. — 1. Теперь уже не одни революционеры говорят, что Европа находится накануне Великой Революции. Буржуазия начинает понимать истинное положение дел и говорить об этом...
Read More

На Украине с сегодняшнего дня нельзя публично говорить на русском языке

Вступил в силу скандальный закон о государственном языке, согласно которому, все госучреждения, включая больницы, армию и суды, учебные заведения и сферу услуг, должны использовать исключительно украинский язык. За нарушение предусмотрены крупные штрафы. В стране начнёт работать национальная комиссия по стандартам госязыка, и будут организованы курсы украинского для взрослых. Чиновники станут...
Read More

Религия — Сущность и Разум

"Чёрная тантра", как инструмент накопления потенциала для последующего влияния на поведение масс, используется людьми на протяжении всей истории человечества, от глубокой древности до настоящего времени. Тантрические обряды, для осуществления которых вожди племён вводили соответствующие обычаи и традиции, особенно широко были распространены на начальных фазах развития цивилизации. Согласно им, вождь имел...
Read More

Продление пробного периода Windows 7 до 120 дней

ТОВАРИЩ! Не спеши устанавливать "кряк" т.с. заражать свой ПК вредоносным кодом! - Просто продли "пробный период" использования своей ОС! У Microsoft Windows 7 пробный 30-дневный период оценки можно возобновлять три раза, что в общей сложности составляет 120 дней! Чтобы установить Windows 7 без активации надо при установке в окне ввода ключа оставить поле ввода пустым...
Read More

ДТП при перестроении (снесли зеркало, поцарапали и т.п.)

Итак, в этой статье будут рассмотрены несколько «типичных» ДТП при перестроении, в каждом из которых будет определён виновник аварии. Правила дорожного движения при перестроении Рассмотрим (повторим) пункты правил дорожного движения, регламентирующие перестроение транспортных средств: 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота...
Read More

Вакцинация, Здоровье, Иммунитет, Прививки, Семья

Пишет доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биотехнологии в Институте иммунологии ГНЦ МЗ РФ. Игнатьева Г.А.: Вакцинация — теоретически самый лучший метод иммунотерапии и иммунопрофилактики. Но есть проблемы, наиболее трудные из которых мы обозначим. Самая крупная из трудных проблем — биологическая опасность самих вакцинирующих препаратов вне зависимости от...
Read More

Вторую мировую войну заказало США ради победы над Англией

Формальной датой начала Второй мировой войны считается 1 сентября 1939 года. Прошло восемьдесят лет с того события. И сегодня всё больше становится ясно: эпизод с нападением Германии на Польшу был не более чем эпизодом. Очень символично, что на отмечание — хотя проводится оно столь помпезно, что впору говорить о праздновании...
Read More

Русский Квас / Рецепты разные

Квас - изконно Русский напиток. Он превосходно утоляет жажду. Квас из овса применяют при безсоннице, утомлении, пониженном аппетите и слабости. Он очищает организм от токсинов и шлаков, усиливает иммунную систему. Приятен на вкус и прост в приготовлении. «Квас из овса» На 3-х литровую банку: Промытый цельный овёс (объём - треть...
Read More

«ЗАПОВЕДИ БОГОВ» Славянских (Русских)

ЗАПОВЕДИ БОГА СВАРОГА Богъ Сварогъ - Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия (Славяно-Арийского райского сада), Небесного АсГарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге. 1. Почитайте друг друга, сын - Мать и Отца, муж с женою живите в согласии. 2. На едину жену должен муж посягать - а иначе...
Read More

России церковь не нужна. Вера в «говорящие кусты»

Александр Невзоров, в прошлом скандальный ведущий знаменитой программы «600 секунд» на питерском ТВ, потом – депутат Госдумы, а ныне писатель, публицист и знаток лошадей, в последнее время засветился ещё в одной ипостаси – непримиримого антиклирекала и критика РПЦ. Сегодня (особенно после выступления в программе «НТВшники», где Невзоров заявил, что «Православная...
Read More

«Великий обман» Научный взгляд на авторство священных текстов (Барт Д. Эрман) Часть №2

Третье Послание Коринфянам Для «ортодоксальных» христиан (т. е. христиан, чьи богословские взгляды впоследствии стали самыми распространёнными в христианстве) было обычным делом уличать «еретиков» в фальсификации апостольских текстов, которыми те подкрепляли свои воззрения. Об этом будет сказано подробнее в шестой главе. Евангелие от Петра, например, обвиняли в ереси как передающее докетический...
Read More

22 апреля 1870 года родился Владимир Ильич Ленин, первый руководитель Советского государства!

Ко дню рождения - В.И. Ленин: - «Из ответов на анкету института мозга в 1935» Крупская Н.К. «Воспоминания о Ленине» - Ленин В.И. «О БЮРОКРАТИЗМЕ И БЮРОКРАТИИ» - «СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ» Ленин В.И. - «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» Критические заметки об одной реакционной философии - Еврейский «ПОДВИГ» / День в изТории:...
Read More

Свастика, Коловрат, Ярга

Свастику люди воспринимают по-разному. Некоторые сердцем чувствуют в этом знаке что-то тайное, величественное и родное, другие же паничес­ки боятся этого знака и относят­ся враждебно, где бы они его ни видели, — то ли на фашистских танках, то ли на акциях благотво­рительности. Свастика — это магический сол­нечный знак Киевской Руси, ко­торый...
Read More

Исповедь уже бывшей монахини

Когда мне было лет 12−13, мама ударилась в "православие" и стала воспитывать меня в религиозном духе. Годам к 16−17 у меня в башке, кроме церкви, вообще ничего не было. Меня не интересовали ни сверстники, ни музыка, ни тусовки, у меня была одна дорожка — в храм и из храма. Обошла...
Read More

Роль марганца (Mn) Симптомы дефицита, избытка

Роль марганца в организме человека сложно переоценить. Обеспечение регулярного поступления микроэлемента извне оказывает прямое влияние на функцию многих систем, усвоение минералов и витаминов. Однако превышение естественных норм марганца проявляет токсическое действие на организм. Роль марганца в организме Несмотря на широкое распространение в природе, марганец для организма необходим в микроскопических дозах....
Read More

«Катехизис Сиониста» Тель-Авив 1946 год

Этот катехизис (наставление, поучение) многие годы ходит по рукам, будучи нигде не опубликованным у нас в «официальной» печати, и был найден органами КОБ КГБ СССР в 1961 году при обыске у еврея-диссидента. Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте сплочёнными при любых обстоятельствах. Наша сила в единстве – в нём...
Read More

Коронавирус «COVID-19» Ухань’400 / Вектор’ПЦР

— Обычно, в начале ОРВИ, вы как бы балансируете: болеть-не болеть, что ощущается очень явно. В случае же с COVID-2019 всё иначе! Заболевание начинается резко, без предшествующих симптомов. (далее…)
Read More

Мудрость индейских вождей

1. Хороший человек видит хорошие знаки. 2. Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни. 3. Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади — слазь! 4. Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун. 5. Есть много способов пахнуть скунсом. 6. «Надо» — лишь умирать. 7. Сначала...
Read More

Доллар стал средством конфискации – Воры правят миром

Я не готов сказать, была ли в СССР диктатура пролетариата, но готов сказать твёрдо: в США и на Западе сложилась в законченном виде диктатура асоциальных элементов – воров, мошенников, террористов, гомиков и т.п. Разговор о долларе Для того, чтобы понять феномен доллара США, необходимо понять системотехнику совмещения паразитизма и жизненной...
Read More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 10 =