«ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ»

В 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.

«ТРУДЫ»

«Наука логики»
«Философия природы» (Naturphilosophie)
«Философия духа» (Philosophie des Geistes)
«Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes)
«Основания философии права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
«Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
«Философия религии» (Philosophie der Religion)
«Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
«Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)

«ЦИТАТНИК»

Разсудок может образовываться без сердца, а сердце – без разсудка; существуют односторонние безрассудные сердца и безсердечные умы.

Нравственность – это разум воли.

Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: быть нравственным – означает жить согласно нравам своей

Истина средства заключается в его адекватности цели…

Совесть в отличие от законов безправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого – другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно.

Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием.

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой деятельности.

Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Пусть каждый человек… прежде чем предъявлять требования к другим, искать причину зла вовне, начнёт с того, что взвесит своё положение, свои права и, обнаружив в своём владении несправедливость, направит свои усилия на то, чтобы уравнять себя в правах с другими.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть.

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Что есть долг? Пока что к нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе других.

Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг – завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и разсудка.

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

Педантичному моралисту можно сказать, что совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Нечистая соВесть со всё большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи, превращены им в абсолютное.

Человек должен уважать самого себя и считать себя достойным наивысшего. Он не может преувеличить в своих помыслах величие и мужество духа.

Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Человек безсмертен благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его безсмертие.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Характер – это определённая форма воли и интереса, делающая себя значимой.

К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с раз принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля; безхарактерный никогда не доходит до решения.

Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько-же отвратительно упрямство.

Упрямый настаивает на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без разумного основания, т.е. без того, чтобы его воля представляла собой нечто имеющее всеобщую ценность.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе. Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает своё превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или-же несправедлив, является-ли он хорошим или дурным.

Что человек делает, таков он и есть.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ей.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.

Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.

По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего – не требовать от своих друзей никаких услуг.

«БИОГРАФИЯ»

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника – Георга Людвига Гегеля (1733-1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии.

1788-1793 – учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.

1793-1796 – домашний учитель в Бёрне.

1797-1800 – домашний учитель во Франкфурте-на-Майне.

1799 – после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности.

1801-1805 – приват-доцент Йенского университета

1805-1807 – экстраординарный профессор Йенского университета.

1807 – редактор газеты в Бамберге.

1808-1816 – ректор классической гимназии в Нюрнберге.

1811 – женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати.

1816-1818 – профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).

Получив предложение занять позицию от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал Гейдельберг и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорождённый сын Людвиг Фишер (ему было 10 лет). Все детство Людвига прошло в детском доме (мать Людвига умерла).

С 1818 – профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).

В 1818 году Гегель принял предложение занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году. Здесь он публикует свои Основания философии права (1821). Основные усилия Гегеля были направлены на чтение лекций. Прочитанные им лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей лекций его студентами. Его слава росла и его лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов.

В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того как в августе 1831 года Берлин охватила холера Гегель покинул город, обосновавшись в Кройцберге. С началом в октябре нового семестра Гегель возвращается в Берлин, по ошибке считая что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти называется заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротинштадт.

Запись опубликована в рубрике Крамола «Молвинец» idUp.ru с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.