«СОКРАТ» Философия

Сократ. ФилософияСократ (Sokrates) (470/469 до н.э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи.

Жизнь Сократа — один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно её постичь. Софисты учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери — повивальной бабки и называл её повивальным искусством.

Сократ. ФилософияПышно разодетые софисты смотрели с презрением на бедно одетого Сократа. Босой, странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов стоял неподвижно на месте, занятый своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся на базарную площадь и там вступал в спор со всеми желающими. Его приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный живот могли служить мишенью для насмешек. Но, начав говорить, он неизменно очаровывал слушателей магической силой своей речи, вызывая слезы на глазах и возбуждение в умах. Самоуверенный и довольно нахальный молодой Алкивиад говорит в диалоге Платона «Пир», что Сократ вызывал в нём чувства стыда и раскаяния, заставляя осознать божественность того образа, которому должен соответствовать человек, и которому он почти никогда не соответствует, скрывая свою глупость и мелочность под маской мудрости и превосходства.

01. Я знаю, что я ничего не знаю.

02. Заговори, чтобы я тебя увидел.

03. Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

04. Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

05. Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись!

06. То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.

07. У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

08. Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.

09. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

10. Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

11. Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

12. Есть одно только благо — знание и одно только зло – невежество.

13. Знание — это добродетель.

14. Высшая мудрость — различать добро и зло.

15. Мудрость — царица неба и земли.

16. Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

17. Хороший советник лучше любого богатства.

18. Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

19. Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

20. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

21. Хорошо было-бы, чтобы человек осмотрел себя: сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

22. Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.

23. Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.

24. Красота — это королева, которая правит очень недолго.

25. Женишься ты или нет — всё равно раскаешься.

26. Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

27. Женись, несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

28. В одежде старайся быть изящным, но не щёголем; признак изящества — приличие, а признак щёгольства — излишество.

29. Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

30. Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

31. Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

32. Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

33. Лучшая приправа к пище — голод.

34. Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал-бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

35. Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

36. Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к Богам.

37. Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

38. Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.

39. Завоёвывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

40. Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своём коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше

41. Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.

42. Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

43. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

44. Совершенство человека — это состояние души.

45. Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться её нелогично.

46. Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!

47. Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

48. Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

49. Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

50. Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так-же нельзя лечить тело, не леча душу.

51. Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.

52. Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом — есть приближение к этому высшему счастью.

53. Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчёркивает.

54. Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

55. Берегись также, чтобы люди, заметив твоё непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

56. Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

57. Сделанное наспех редко хорошо сделано.

58. Лучше работать без определённой цели, чем ничего не делать.

59. Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, — это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть-ли это деяние доброго или злого человека.

Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители всё-же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе — рыжей, сварливой женщине, родившей ему трёх детей. Он говорил, что искусному наезднику нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми.

Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трёх войнах, где вёл себя стойко и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в лёгкой одежде, подолгу мог терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.

Сократ никогда не пил один и по собственной воле. Но если его принуждали, он мог выпить больше всех. При этом никто не видел Сократа пьяным. Выше всего Сократ ставил справедливость. Будучи избран пританом — одним из тех, кто созывали и вели народное собрание — Сократ проявил не меньшее мужество, чем на войне. Он не страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию личности и тиранию буйной толпы. В риторической культуре Греции, где велись постоянные споры, Сократ был страшным противником для хвастунов, тех, кто говорил без запинки и считал себя мудрецом. К таким он подходил скромно, признавался в собственном невежестве и просил его научить. Восхищённый покорным слушателем знаток начинал беседу. Но вот ему предлагался вопрос и он соглашался сначала с одним очевидным положением, затем с другим и запутывался так, что уже не мог выбраться. Давя оппонента логикой, пронзая его остроумием и подталкивая умелыми софизмами от одного вывода к другому, Сократ заставлял «знатока» публично признать нелепость исходных убеждений. Смех слушателей свидетельствовал о полном поражении знатока. Смущённый, он удалялся, негодуя на себя, но больше на коварного противника. Эти, почти ежедневно проходившие в Афинах препирательства, принесли Сократу известность.

Что заставляло Сократа вести себя подобным образом? Ведь денег за учение и победу в споре он не брал и к славе не стремился. По его словам, все началось с того, что оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущён. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошёл он к людям, которые слыли мудрыми и стал их испытывать. Сократ обошёл политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их — мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то изступлении, подобно прорицателям. Тогда Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, всё-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он, заблуждаются насчёт своей мудрости.

Поскольку слушать Сократа было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые люди стали сопровождать его и он сделался добровольным и постоянным общественным наставников всех, кто хотел что-либо понять в государственных, политических делах, этике и человеческой судьбе. Можно сказать, что Сократ был первым живым органом массовой коммуникации, влияя своими беседами на огромную массу людей. Но насколько более честным, духовно-свободным и возвышенным по своим нравственным целям был этот первый просветительный и общественный рупор истины, чем современные теле- и радио- комментаторы! Сократ был странствующим рыцарем философии, всегда готовым сразиться за освобождение истины из-под власти авторитета и предрассудка.

Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришёл к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. К тому-же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашёл, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, безкорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были очевидны. Чем-же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путём и приведённый в исполнение смертный приговор? Сократ пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому-же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы — ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ-же учил, что право, истина, справедливость — одни и те-же для всех — и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.

Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Конечно, он не был согласен со многими распространёнными верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в семье или государстве. Но в повседневных делах — архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле — человек должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идёт о самом важном, о будущем, человек не может знать ничего наверняка. Одно ясно: справедливость — доступна человеку и ради неё можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно разсчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится ещё больше.

Таким образом, Сократ — это глубокий символ того, что происходит при столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью тирана или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть мудрой и ответственной.

Однако философию Сократа неправильно было-бы сводить к этике. Ведь именно сократический метод явился истоком науки, в том числе, естествознания. Сократ вывел философию из болота сомнений, софистики, скептицизма, показал возможность систематическим путём устанавливать истину. По мнению Аристотеля, Сократ первым стал прибегать к «определениям» и пользоваться «индукцией». Сегодня трудно даже представить себе мышление, которое обходилось-бы без определений и индукции. Но за 400 лет до нашей эры речи или «дискурсы» философов, не говоря уже о речах простых людей, были ориентированы не логикой, а эмоциями и бытовыми интересами. Стремление к поэтическому или театральному эффекту, желание завладеть вниманием слушателей было главным мотивом софистического философствования. Тенденция к освобождению мыслительного процесса от давления социальных норм, обыденного опыта, экзистенциальных, личных переживаний, тогда ещё была в зародыше. Учителя риторики — софисты оказались подлинными новаторами, когда стали анализировать элементы убеждающей речи и правила, которым необходимо следовать, чтобы что-то доказать. Переход от софистики к сократическому методу явился главным шагом на пути от обыденного дискурса к науке.

Структура логического мышления позже подробно разрабатывалась Платоном, Аристотелем и их многочисленными учениками, но первые намётки логики мы находим у Сократа. Людям не нравится, когда их заставляют мыслить строго. Сократ первым пытался это сделать.

Важная заслуга Сократа — разграничение рода и вида. Когда он задавал банальные вопросы о том, что такое справедливость, благочестие, демократия, право, то хотел получить в ответ именно общее, родовое понятие, а ему давали частные, видовые определения, которые не соответствовали многим конкретным случаям, приводили к нелепостям. Сократ осознал необходимость иметь общее понятие о предмете и тем самым продвигал умы к осознанию Единого во Многом, то-есть к научной теории. Обилие логических подразделений у Платона как раз и служит ознакомлением читателя с сократическим методом выработки научных понятий. Иногда говорят, что Сократ предвосхитил открытый Беконом индукционный подход. В этом есть доля истины. Но логика Сократа опиралась на внутреннюю самоочевидность, интуицию. Логика Бекона, напротив, была направлена на опытное изследование внешнего мира и представляла систему мироздания без всякой этической окраски. Сократ подвергал проверке принципы, касающиеся человека и общества, Бекон — взгляды на физические явления.

Как-бы ни был велик Сократ, нельзя идеализировать его метод и философию. Главная из его ошибок состоит в смешении определений слов с пониманием сущности предмета. Определение указывает на то значение, которое придаётся слову в данном языке, данными людьми. А понимание предмета включает в себя указание на конкретный факт, определённую вещь. Понятия людей в разных культурах сильно разнятся. Предметы-же не меняют своей сущности от того, что их по разному называют и понимают. Вторая ошибка Сократа — отождествление знания и добродетели. Зло, несправедливость, моральную опустошённость Сократ объяснял недостатком знания, невежеством. Человек боится смерти, полагая, что смерть — зло. Но если он мудр и понимает, что смерть есть благо или, по крайней мере, нечто безразличное, он не станет её бояться. Невоздержанность в чём-либо происходит, согласно Сократу, от того, что мы не можем определить «соотношение ценностей» — сиюминутного удовольствия и будущего страдания. Однако опыт культуры XIX-XX в.в., как, впрочем, и более ранний, свидетельствует о том, что добродетель не сводится к знанию. Человек знающий и вполне вменяемый может творить зло.

Третий изъян сократической философии связан с девизом: «Познай самого себя». Самопознание — достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии решаются самопознанием.

Сократический метод успешно применялся в разных философских школах, которые приходили к прямо противоположным мировоззренческим выводам. Отсюда следует, что для успеха в поисках Истины нужно иметь кое-что помимо хорошего метода, а именно, цель, ценность, веру. Сократ-же сильно увлёкся методом и склонен был смешивать цель и средство.

Постоянная ссылка: http://abbreviator.ru/?p=5423

Запись опубликована в рубрике ДОМ, СЕМЬЯ, НАУКА, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 16 =

Карусель записей