«Иммануил Кант» Биография, Афоризмы

«Иммануил Кант» Биография, АфоризмыКант Иммануил, величайший немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии, родился в 1724 г. в Кёнигсберге, где провёл почти всю свою жизнь. Высшее образование получил в кёнигсбергском университете, стал доцентом и профессором. В 1755 г. начал чтение лекций. В 1770 г. получил кафедру логики и метафизики.

Кант является основателем критической философии, сыгравшей огромную роль в истории развития человеческой мысли. В философском развитии Канта выделяют два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В т. н. «докритический» период он признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в т. н. «критический» период Кант отрицает возможность такого познания на основании предварительного изследования форм познания, а также источников и границ наших познавательных способностей. ….

«АФОРИЗМЫ»

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

В брачной жизни соединённая пара должна образовать как-бы единую моральную личность.

В диспутах спокойное состояние духа, соединённое с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой разсудок уверен в своей победе.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения, — это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Во всех объектах — и внешних и внутренних — только с помощью отношения времени ум может решить, что прежде, что после, т.е. что есть причина и что есть действие.

Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии.

Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определённому закону и чистого созерцания.

Всё, что зовётся благопристойностью, не более как красивая внешность.

Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования безсмертия, высшего суда и Бога.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту-же минуту он почувствует, что это все не есть все.

Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как-бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен изследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.

Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Если-бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если-бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если-бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли-бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без разсудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно представить себе, бывает-ли то, что действует на чувства, одновременным или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так-же как существовать совместно — значит существовать в одно и то-же время.

Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло-бы придать ценность жизни людей.

Кто боязливо заботится о том, как-бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Люди-бы бежали друг от друга, если-бы видели один другого в полнейшей откровенности.

Можно было-бы поставить вопрос: общественное-ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется наиболее вероятным.

Мы часто краснеем из-за безстыдства другого, который обвиняет нас в чём-либо.

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей.

Нравственность должна лежать в характере.

О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу.

Один и тот-же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений.

Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие.

Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Прекрасное — это символ морального добра.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Страдание — это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нём мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило-бы состояние безжизненности. Кого-же, наконец, не может побудить к деятельности никакое положительное страдание, на того негативное страдание, т. е. скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к их смене, замечает в себе, стремясь чем-нибудь занять свой жизненный импульс, часто оказывает такое действие, что он чувствует себя побуждённым лучше сделать что-нибудь себе во вред, чем ничего не делать.

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Тот, кто становится пресмыкающимся червём, может-ли затем жаловаться, что его раздавили?

Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит.

Человек имеет склонность общаться к себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своём здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия настоящем.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

————

…. Важнейшее сочинение, заключающее в себе изложение его теории познания — «Критика чистого разума» (1781). В нём Кант устанавливает, непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), создающих явление внешнего мира путём воздействия на сознание человека, действительно познаваемо лишь то, что находится в нашем сознании.

В области этики Кант создал свой главный труд: «Критика практического разума» (1788). Отвергнув метафизику (учение о сверхчувственном мире) как науку, Кант, тем не менее, допускал её в качестве веры, обоснованной признанием безусловной обязательности нравственного закона. Этика Канта — чисто императивная: нравственный закон выражается в форме категорического императива, требования которого имеют обязательный для всех характер.

В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория «…была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» В то-же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление — в результате приливного трения — суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии он наметил идею генеалогической классификации животного мира, в изследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас.

По Канту, признавая обязательность нравственного закона, нельзя не признать и истинность таких метафизических положений как: свобода воли, безсмертие и существование Бога. Они являются постулатами практического разума (разума, руководящего нашей практической деятельностью).

Разсматривая вопрос о душе, мире и боге, Кант сделал вывод, что три умозрительные науки традиционной философии, разсматривавшей эти идеи, — «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант полагал: то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Так как бог не может быть найден опытным путём и не принадлежит к миру явлений, то, невозможно ни доказать его существования, ни опровергнуть. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с неизбежными фактами зла, существующего в человеческой жизни.

Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником вражды, возможно достижение всеобщего правового гражданского состояния. А средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он внёс огромный вклад в развитии диалектики. Умер в 1804 г. в Кёнигсберге.

Постоянная ссылка: http://abbreviator.ru/?p=5430

Дополнительно:

Мыслитель, Философия

Лето 7521. Русь

Запись опубликована в рубрике ДОМ, СЕМЬЯ, НАУКА, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Карусель записей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 14 =