«Кулибин» имя нарицательное! Что же изобрёл Иван Петрович Кулибин?!

«Кулибин» имя нарицательное! Что же изобрёл Иван Петрович Кулибин?!Все знают, что Кулибин – великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным. Но, как показал проведённый недавно опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Как же так? Мы решили провести небольшой ликбез: итак, что же изобрёл Иван Петрович Кулибин?

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение – всё спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближён к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы – забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки – финансировались с превеликой радостью.

Ϟ «ВОДОХОДНОЕ СУДНО»

В конце 18 (XVIII) века самым распространённым способом подъёма грузов на судах против течения был бурлацкий труд – тяжёлый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперёд на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперёд второй якорь – так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колёс с лопастями. Течение, вращая колёса, передавало энергию на вал – якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надёжным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование – водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны – суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Ϟ «ВИНТОВОЙ ЛИФТ»

Наиболее распространённая лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебёдках. Лебёдочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины 19 (XIX) века – подобные конструкции действовали ещё в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебёдку, а если «подхватывать» кресло лебёдкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъёмного механизма.

Ϟ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МОСТОСТРОЕНИЯ»

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролётного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста – притом, что теории мостостроения на тот момент ещё не существовало! Опытным путём Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потёмкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчёты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчёты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награждён медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведён экспериментальный расчёт кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний её с целью силового расчёта конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решётчатые фермы – за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Ϟ «ПО МОСТУ ЧЕРЕЗ НЕВУ»

Несмотря на то что ни одно серьёзное изобретение Кулибина так и не было оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в своё дело.

Ϟ «САМОБЕГЛАЯ КОЛЯСКА И ДРУГИЕ ИСТОРИИ»

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретённых им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространённых заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочерёдно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только её чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля – за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъёма Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Ϟ «ПРОТЕЗ НОГИ»

На рубеже 18–19 (XVIII–XIX) вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» – весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын – на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вёл полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Фёдоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Ϟ «ПРОЖЕКТОР»

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике своё изобретение – прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещённых в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применён для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты – это принесло ему определённый доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права – каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Ϟ ЧТО ЕЩЁ СДЕЛАЛ КУЛИБИН?

– Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.
– Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.
– Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.
– Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.
– Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).
– Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).
– Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.
– Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок – настенных, напольных, башенных.

Дополнительно:

Ко дню космонавтики | Космонавтика древних
— Инопланетное происхождение Жизни на Земле
Сергей Павлович Королёв / 110 лет со дня рождения
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский — Генерал звёздных войн (Док.Фильм)
«День авиации и космонавтики» 12 апреля
«Ракетостроение эпохи Возрождения» ч.1
«Ракетостроение эпохи Возрождения» ч.2
«Ракетостроение эпохи Возрождения» ч.3
«Кулибин» имя нарицательное! Что же изобрёл Иван Петрович Кулибин?!
В 1957 году в СССР был изготовлен первый в мире мобильный телефон

Русь. Лето 7523, 7525

Запись опубликована в рубрике ВЕДЫ, ВЕДАНТА, ДОМ, СЕМЬЯ, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ, НАУКА, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО, ПРОИСШЕСТВИЯ с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + девять =

Карусель записей