«Россия инфицирована православием» А.Г. Невзоров

«Россия инфицирована православием» А.Г. НевзоровОдин из создателей независимого российского телевидения не ведёт блогов и колонок в соцсетях — он посвятил себя научной работе. Его оценка ситуации кажется куда более взвешенной, чем мнение тех, кто варится в самой гуще общественной жизни. ….

Вы известны своим скептическим отношением к православию. В чём причина такого недоверия?

Для меня нет особой разницы между «православием» и культом «вуду». Первобытные представления об устройстве мира, вера в загробную жизнь, страх божьей кары — на этих вещах основана любая религия, в том числе христианство.

Для человека с научным взглядом Евангелие — что-то вроде древнего фэнтези о приключениях раввина (иудея) Иисуса. Описание жизни этого человека настолько мифологизировано (недостоверно), что реальный прототип имеет отношение к созданному образу настолько же, насколько Микки-Маус похож на живую мышь. Впрочем, в православии (христианстве) содержание идей Христа составляет ничтожный процент.

Православие — это такой извод христианства, который с самого начала был изобретён для обслуживания государства и дошёл до наших дней в неизменном виде только благодаря мощной государственной поддержке, и трагический период гонений на церковь в советское время был лишь расплатой за то, что вера веками оправдывала и укрепляла уродливое государственное устройство, пестовала рабство и работорговлю, лишала всякой свободы на выбор мировоззрения.

Именно православие обрекло Россию на многовековую стагнацию и отсталость. Из-за него российская история вплоть до реформ Петра I не знает имени ни одного врача, астронома, анатома — ни одного человека науки. Большего тоталитаризма, чем тот, что насаждала церковь, представить невозможно. А если мы говорим об уважении к вере предков, то почему мы не должны уважать и другие представления о мире — например, что свежесодранная кожа сороки, надетая на голову, помогает от недержания мочи? В это наши предки верили ещё в начале XX века.

Но духовными поисками занимались величайшие умы — Достоевский, Толстой.

Ну, считать или не считать их величайшими умами — дело вкуса. Я вот не считаю, мне они откровенно скучны, и я очень жалею о времени, которое пришлось потратить на знакомство с их работами. Знаете, я наблюдаю уже третье поколение, которому совершенно неинтересны темы так называемой великой русской литературы. И альковные метания дворянства, и душное богоискательство разночинцев им, что называется, по барабану. Сейчас эти книги уже ничего не определяют в обществе.

Конечно, русская литература — это такой привычный тренд, повод для тщеславия. Из разряда «Россия — родина слонов». Я не западник, я испытываю гордость за Россию, это великая держава. Но велика она теми людьми, которые несли миру просвещение, идеи свободы и равенства, даже ценой собственного благополучия. Это Чаадаев, Радищев, Тимирязев, Циолковский, Павлов. Они для меня настоящие авторитеты, но никак не одобренные церковью герои вроде Александра Невского, приказчика ордынских князей, или Суворова, который ради того же тщеславия без всякой цели губил десятки тысяч своих солдат.

«Россия велика теми людьми, что несли миру просвещение, идеи свободы и равенства»

Как вы оцениваете сегодняшний ренессанс религиозных настроений в обществе?

Мне маловато разгула мракобесия. Мне бы хотелось, чтобы эти ребята демонстрировали подлинные черты православия во всей красе. Ведь атеизм — это такой интеллектуальный сёрфинг, и мне интересно, когда волны поднимаются как можно выше. Атеизм элитарен, он требует самостоятельности мышления и серьёзных знаний. Так что я благодарен власти, которая потворствует разгулу средневековья, — когда ещё я мог оказаться в компании самых замечательных умов человечества?

А ваш прогноз развития ситуации?

Думаю, Россию ждёт распад. Я могу ошибаться и очень хочу ошибаться. Но сегодня вся государственная стратегия построена на мифологизации первобытной Руси — невежественной, тёмной, где не было речи о свободе и достоинстве человека. И я понимаю, почему за возвращение тех времён выступают миллионы: в них неистребим рефлекс рабства, они уже сняли штаны, им не хватает плетей. И Путин тут ни при чём, он никакой не тиран, а заложник обстоятельств. Он бессилен перед механизмами истории. К тому же он юрист, считай, филолог, то есть человек, который уверен, что творог добывают из вареников. Ему внушили, что «народу нужна вера», что вера укрепит его власть, а что такое эта вера, он понятия не имеет.

Религия никогда и нигде не предотвращала смуты, а только разжигала общественные противоречия, вовсе не из-за противостояния верующих и безбожников: атеистов в любом обществе очень мало и это, как правило, люди терпимые. Но каждая вера обязана агрессивно отстаивать свою правоту, иначе она будет сливаться с соседними культами. И для Путина может стать большой трагедией именно то, что он позволяет Русской православной церкви отвечать за идеологию на государственном уровне. Ведь рано или поздно пойдёт откат назад, к народному бунту, к сбрасыванию с колоколен крестов и попов. Правда, до этого ещё нужно дожить.

Пройти через костры инквизиции?

А костры инквизиции вполне возможны при том режиме безнаказанности, который власть обеспечивает экстремистам в рясах. Сейчас нам явлен истинный лик православия в лице депутата Милонова — смотрите и умиляйтесь.

Вот правоверный, последовательный христианин. Я бы его назначил патриархом, он бы гораздо лучше справился с этой ролью. Надеюсь, он приведёт общество именно туда, куда всем так хочется, — в дремучее средневековье с сажанием на кол, четвертованием, лизанием сапог, с чванными попами и боярами на иномарках. И людям, которые сейчас над ним глумятся, придётся целовать его туфли.

Россия жестоко инфицирована православием, и кризис болезни ещё впереди.

Где искать спасения здравомыслящим людям? На Западе?

На Западе много нерешённых проблем, но там, по крайней мере, есть понимание свободы. У нас же в крови рефлекс рабства, поэтому мне смешно, когда говорят о свободных выборах. Мы выбираем не президента, а фараона, который даст нам предписания: во что верить, о чём думать, с кем спать. И как только мы признаем за РПЦ право трактовать закон, ни о какой справедливости в обществе больше не будет и речи.

Что, кроме религии, может стать нравственной основой общества?

Нравственные идеалы общества отражены в Гражданском и Уголовном кодексах, в таможенных правилах, в юридических договорах. Там понятия преступления и возмездия прописаны достаточно чётко. В религиозных же учениях они трактуются как угодно, особенно в отношении инакомыслящих. Гражданские институты сегодня достаточно развиты, чтобы регулировать жизнь общества. А мир гораздо лучше и точнее описывает не гипотеза Бога, а другие теории: теория относительности, теория абиогенеза, химия, физика, физиология. Дарвиновское учение чётко отвечает на вопросы, кто мы, зачем мы на Земле, откуда пришли. Впрочем, я не претендую на истину, я говорю только за себя. Всех думать не научишь. Я остаюсь при своём мнении, а вы разбирайтесь сами.

Факт

Журналист, телеведущий, ученик Льва Гумилёва, член Всероссийского общества анатомов, гистологов и эмбриологов занимается изучением анатомии и физиологии, пишет научные трактаты, разбирает архивы. Ведёт интернет-передачу «Уроки атеизма» на собственном канале в YouTube. 10 мая выйдет книга Невзорова «Происхождение личности и интеллекта человека».

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

.

Запись опубликована в рубрике ДОМ, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Карусель записей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + семь =