Атомный флот России отмечает 60-летие!

В эти дни 60-летие отмечает атомный ледокольный флот. Единственный в мире, он есть только у России. Чтобы строить такие суда, нужны уникальные технологии. Благодаря ядерной установке ледоколы способны ходить во льдах Арктики без дозаправки целый год. 390 суток в рейсе — рекорд, который принадлежит самому первому советскому ледоколу «Ленин».

Владимир Блинов — летописец и главный экскурсовод музея «Атомный ледокол ‘Ленин’» — называет свой корабль дедушкой атомного флота: 60 лет! А таких все ещё нет ни у кого, кроме России.

«Делали за границей, у американцев была ‘Саванна’, у немцев, ‘Мацу’ у японцев, но ни у кого не пошло. А у нас всё продолжает работать, развиваться», — говорит капитан атомного ледокола-музея «Ленин» Валентин Давыдянц.

В декабре 1957-го его спустили на воду, а уже через два года атомоход уже работал в Арктике. В экипаж брали только лучших. Опыта эксплуатации таких судов не было. Работа здесь считалась опасной. В результате оказалось, что уровень радиации не превышает норму даже в помещениях рядом с атомным реактором. В бронированное окно видно, как работают физики-ядерщики, их роль сейчас выполняют манекены. Всё-таки ледокол — музей.

Как и космонавты, моряки-атомщики были первопроходцами. И в профессиональный праздник им шлют привет даже с орбиты.

«Сегодня перед «Атомфлотом» стоят другие задачи, чем были 60 лет назад, более сложные и масштабные. Уверены, что вы справитесь, а мы будем следить за вашими успехами по развитию инфраструктуры Северного морского пути с орбиты», — сказал космонавт, бортинженер экспедиции МКС-61 Олег Скрипочка.

За 30 лет работы «Ленин» прошёл по Северному морскому пути свыше полумиллиона морских миль – это три расстояния от Земли до Луны, отработал технологии. И уже второй советский атомоход «Арктика» в 1977-м первым в мире достиг Северного полюса. А теперь наши ледоколы в свободное от основной работы время возят туда даже туристов.

«Потому что атомный ледокольный флот – единственный в мире. И только у нас, в России. Поэтому для них это тоже, наверное, очень интересно — покорить Северный полюс на самом мощном ледоколе в мире», — сказал капитан ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов.

Сегодня у России есть атомоходы «Ямал» и «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», и даже атомный контейнеровоз «Севморпуть». В Санкт-Петербурге завершают строительство кораблей следующего поколения: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». А на другом конце страны, Дальнем Востоке, готовятся к закладке совсем уж фантастических ледоколов. Проект «Лидер» ещё мощнее, экономичнее и больше.

«»Лидер» развивает скорость 10-12 узлов в час. И это не только задача, связанная с грузоперевозками, но и с новым аспектом геополитической роли России как лидера арктического пространства», — сказал генеральный директор «Росатом» Алексей Лихачёв.

Через пять лет по Ледовитому океану «Атомфлот» планирует перевозить 80 млн тонн грузов — в четыре раза больше, чем сейчас. А Севморпуть объединит в общую транспортную сеть страны даже самые отделанные арктические города и посёлки.

Запись опубликована в рубрике Крамола «Молвинец» idUp.ru с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.